История музея АЛЖИР

Именно здесь находился печально известный Акмолинский лагерь жен изменников родины – «АЛЖИР», где в разные годы содержалось более 18 тысяч женщин. Женщин, чья вина заключалась лишь в том, что они были просто женами арестованных, расстрелянных «врагов народа».

Здесь, в заключении находились Азиза Рыскулова и ее мать Арифа Есенгулова, Дамеш Жургенева, Рабига Асфендиярова, певица Лидия Русланова, актриса немого кино Лидия Френкель, писательница Галина Серебрякова, женщины из семьи расстрелянного маршала Михаила Тухачевского, жена писателя Бориса Пильняка – Кира Андронникошвили и писателя Юрия Трифонова – Евгения Лурье, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой.

Музейно-мемориальный комплекс состоит из нескольких музейных объектов.

«Сталинский вагон», или «краснуха», для перевозки ссыльных и осужденных.

Монумент «Арка скорби» символизирует вход в священную землю, где происходит встреча двух миров – живых и мертвых. Монумент представляет собой женщину, скорбящую по погибшему мужу и потерянным детям. Проходя под аркой, необходимо склонить голову, отдавая дань памяти погибшим в трагические годы репрессий.

Памятные знаки, установленные посольствами иностранных государств в целях увековечивания памяти женщин 62-х национальностей, которые были узницами «АЛЖИРа».

Композиция «Отчаяние и бессилие» олицетворяет безысходность, потерю путей к освобождению, а потому обреченность на бессилие и отчаяние.

Композиция «Борьба и надежда» представляет собой женщину с надеждами и помыслами вырваться из неволи, а потому она, как бы обдумывая эти пути, обратилась к поэзии, к стихам и прекрасному.

Стела «Слезы», посвященная всем испытавшим ад лагерей. На ней изображены карта Гулага и названия 11 лагерей, расположенных на территории Казахстана и подчиненных Карлагу. Слезы женщин, детей за колючей проволокой – это трагическая судьба узниц лагеря и их потомков.

Барак – здание, где жили женщины, которые рассматривались как «социально опасные и способные к антисоветским действиям».

В бараке представлена диорама «Изъятие детей у узниц лагеря «АЛЖИР».

Парк Алаш занимает площадь около 1,5 гектара земли. В свое время на этой земле узницами лагеря был выращен фруктовый сад, и сегодня идет его восстановление.

Стена памяти с именами более 7 тысяч женщин, отбывших срок в лагере «АЛЖИР».

И, наконец, Музей, здание которого выполнено в форме усеченного конуса – это своего рода шкатулка с тайнами, хранительница печали. В здании нет окон, свет падает на экспонаты сверху, словно приподнимая завесу тайны. Вход в музей идет через тоннель, на стенах которого картины, отражающие сложный период жизни казахского народа в годы массовых политических репрессий.

Экспозиция музея расположена на двух этажах. В зале «Алаш» представлена история Казахстана с момента вхождения в состав Российской империи, а также советский период.

Зал «АЛЖИР» посвящен истории Акмолинского лагеря.

Экспозиция «Депортация» отражает массовые политические репрессии против целых народов. Более 1,3 млн. человек было депортировано в Казахстан, насильственному переселению подверглись немцы, турки, корейцы, поляки, чеченцы, крымские татары. Не по своей воле люди попали в Казахстан, но большинство из них остались здесь, считая его своей родиной.

Репрессии против национальной интеллигенции в Казахстане в 40-50-х годах XX века. Жесткая командно-административная система, восторжествовавшая в середине 20-х годов, продолжала действовать в 40-х-50-х годах ХХ века. После постановления ЦК ВКП (б) в журналах «Звезда» и «Ленинград» начался новый виток обострения идеологической обстановки, преследований интеллигенции. В Ленинграде и Москве были сфабрикованы так называемые «Ленинградское дело» и «Дело врачей». В Казахстане возникло «Дело Бекмаханова».

Декабрьские события 1986 года. 16 декабря 1986 г. студенческая и рабочая молодежь, поверившая демократическим процессам, вышла на площади Алматы. Официальная Москва расценила эти события как проявление национализма.

В ходе декабрьских событий погибло несколько человек, множество людей было ранено и травмировано, 99 человек осуждены к различным срокам, а 19-летнего К. Рыскулбекова приговорили к расстрелу.

Таков музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР», один из музеев Казахстана, посвященных политическим репрессиям.

Общая память о совместно прожитых временах – это то основание, на котором покоится межнациональное согласие.

FaLang translation system by Faboba